НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ
"ЭМОР"
Книга Вайикро 21гл - 24гл 23ст
Книга Левит 21гл - 24:23
Недельная глава торы называется Эмор - (скажи). Написано "...Скажи (эмор) священнослужителям…", в синодальном переводе "объяви". Святой это — значит отделенный от...
Однако корень еврейского слова — кадош, святой, — имеет четкое значение: отделенный, отдельный. Т.е. святой — значит отделенный от… От чего? От несвятого? Первое, что приходит в голову — от плохого, от греха, от того, что запрещено Торой. Отделитесь от греха — и станете святым народом. Получается, что нет в мире ничего, кроме греха и святости, злодеев и праведников, черного и белого. Никаких промежуточных тонов. В таком случае, к какому из этих двух противоположных лагерей принадлежим мы? Ясно, что мир меньше всего похож на шахматную доску, а раз так, то святым, возвышенным можно назвать не то, что отделено от черного, запрещенного, а то, что отделено даже от полутонов, от серого цвета. Короче говоря, святость — это отделение от того, что, будучи не запрещенным Торой, все же считается предосудительным, нежелательным. Например, Тора запрещает присвоение чужого имущества (запрет на воровство, грабежи и т.д.). Но святостью она наделяет не того, кто просто не крадет, а того, кто с ревнивой осторожностью относится к чужой собственности. Вот, что рассказывают о раве Элияу Левинзоне, ученике раби Исраэля Салантера. Он был выдающийся ученый, но на жизнь зарабатывал, занимая пост директора маленького банка в литовском городе Ковна. Однажды обанкротился один из клиентов банка, которому ранее, по рекомендации директора, была выдана огромная ссуда. Рав Левинзон, взяв вину на себя, обещал вернуть в кассу весь убыток. Уволившись, он открыл собственную контору и в течение многих лет регулярно выплачивал месячный взнос из своего кармана, — пока не вернул все деньги. Об этом узнали журналисты. Бывшего директора банка пригласили на работу сразу в несколько крупнейших финансовых фирм. Его дела резко пошли в гору, он стал госсоветником, его подпись под бумагами считалась лучшей гарантией для любой сделки на самом высоком уровне. Но главное — все увидали, что такое Тора и кем является еврей, ее соблюдающий. Раввины поколения говорили: если кто может представлять наш народ в глазах всего мира, то это рав Элияу Левинзон, святой человек!
Однако корень еврейского слова — кадош, святой, — имеет четкое значение: отделенный, отдельный. Т.е. святой — значит отделенный от… От чего? От несвятого? Первое, что приходит в голову — от плохого, от греха, от того, что запрещено Торой. Отделитесь от греха — и станете святым народом. Получается, что нет в мире ничего, кроме греха и святости, злодеев и праведников, черного и белого. Никаких промежуточных тонов. В таком случае, к какому из этих двух противоположных лагерей принадлежим мы? Ясно, что мир меньше всего похож на шахматную доску, а раз так, то святым, возвышенным можно назвать не то, что отделено от черного, запрещенного, а то, что отделено даже от полутонов, от серого цвета. Короче говоря, святость — это отделение от того, что, будучи не запрещенным Торой, все же считается предосудительным, нежелательным. Например, Тора запрещает присвоение чужого имущества (запрет на воровство, грабежи и т.д.). Но святостью она наделяет не того, кто просто не крадет, а того, кто с ревнивой осторожностью относится к чужой собственности. Вот, что рассказывают о раве Элияу Левинзоне, ученике раби Исраэля Салантера. Он был выдающийся ученый, но на жизнь зарабатывал, занимая пост директора маленького банка в литовском городе Ковна. Однажды обанкротился один из клиентов банка, которому ранее, по рекомендации директора, была выдана огромная ссуда. Рав Левинзон, взяв вину на себя, обещал вернуть в кассу весь убыток. Уволившись, он открыл собственную контору и в течение многих лет регулярно выплачивал месячный взнос из своего кармана, — пока не вернул все деньги. Об этом узнали журналисты. Бывшего директора банка пригласили на работу сразу в несколько крупнейших финансовых фирм. Его дела резко пошли в гору, он стал госсоветником, его подпись под бумагами считалась лучшей гарантией для любой сделки на самом высоком уровне. Но главное — все увидали, что такое Тора и кем является еврей, ее соблюдающий. Раввины поколения говорили: если кто может представлять наш народ в глазах всего мира, то это рав Элияу Левинзон, святой человек!
Комментариев нет:
Отправить комментарий